Тел.:+38 (044) 36 222 31 Тел.:+38 (096) 762 78 80 Тел.:+38 (066) 233 09 29 Тел.:+38 (093) 757 91 16 Украина, г. Киев.
Программа тура Стоимость Оплата Жилье

Свято-Духовский Скит


Святыни обители:
- частицы мощей более ста двадцати Угодников Божьих ( Нижний Храм );
- крест прп. Никиты Столпника, Переяславльского чудотворца ( Нижний Храм );
- плачущие иконы неизвестных святых угодников Божьих ( Нижний Храм );
- мироточивая глава неизвестного святого из Киево-Печерской Лавры ( Нижний Храм );
- икона Божьей Матери "Споручница грешных" (Верхний Храм );
- копия  Иконы Почаевской Божьей Матери ( Верхний Храм );
- Иверская икона Божьей Матери (храм Всех Святых).

Свято-ДуховскийСкит можно считать родителем Лавры. Монахи здесь жили задолго до основания монастыря на Почаевской горе, и именно здесь впервые явилась на волынской земле Царица Небесная.
Местность, где основан скит, когда-то была непроходимым девственным лесом, куда любили ездить охотиться бояре. Однажды во время такой охоты — дело было в самом конце XII века — одному из охотников явилась во сне Пресвятая Дева и сообщила, что место это Ей полюбилось и с него будет возноситься хвала к престолу Отца Небесного. По пробуждении охотники увидели чудесные огненные явления. С тех пор за всей этой местностью закрепилось название Почаев — ибо именно здесь по­чала (начала) являть Себя Пречистая.
Вскоре Иоанн Туркул (тот самый, кому явилась во сне Матерь Божья) встретил афонского монаха Мефодия, и оказалось, что тот тоже был свидетелем чудесного явления. Гостил преподобный Мефодий у Иоанна неделю, а потом отбыл на Афон, оставив написанный им образ Пресвятой Богородицы в огненном столпе.
Спустя два года Иоанн Туркул вспомнил свое обещание посетить Святую Гору и отправился в путешествие. Но в дороге тяжко заболел и, молясь об исцелении, дал обет в случае выздоровления построить храм. Болезнь его после того оставила. Найденный на Афоне преподобный Мефодий отправился с ним — строить обещанный храм там, где явилась им Матерь Божья. Летом 1219 года они прибыли на место и вновь увидели чудесное явление, после чего преподобный решил не уходить отсюда до самой смерти. Иоанн исхлопотал у помещика, владевшего этими землями, разрешение на устроение здесь монастыря, и работа закипела.
Преподобный  Мефодий освятил место принесенным из Греции крестом и окропил всю гору, а после и другую, где теперь Лавра, до самого подножия святой водою. В первой построенной часовне он имел видение, что вырастет из этой часовенки монастырь, подоб­ный афонским.
Через год новопостроенный монастырь был торжественно освящен в честь Преображения Господня. Двенадцать его строителей, тех самых, что святили гору вместе с Иоанном и пре­
подобным Мефодием, вступили в него, приняв монашество. Строгий порядок и христианское радушие, с которым принимали посетителей обители, привлекали сюда странников и богомольцев со всей округи. Многие из пришедших в монастырь «на гостевание» оставались в нем, принимая монашеский постриг. 137 лет прожил преподобный Мефодий, а когда пришел ему срок отойти ко Господу, завещал инокам выбрать себе нового настоятеля из числа братии. 3 июня 1228 года пришедший к святому старцу монах нашел тело его бездыханным.
Четыре столетия процветала обитель благодаря предстательству и молитвам преподобного Мефодия. В XV веке была здесь основана богословская школа, а немного позже заведена типография. В то время монастырь имел главенство над подольскими и волынскими обителями. Так продолжалось до середины XVI века, когда пришел он в запустение, причиной которого стали частые разбойные нападения и эпидемии, в результате чего из всей братии выжило лишь пятеро монахов.
Они переселились к своим собратьям на соседнюю гору — ту самую, где в 1240 году было явление Матери Божией в столпе огненном. В сущности, летопись Почаева можно вести и с обители, основанной преподобным Мефодием несколько восточней нынешней Лавры.
Возобновленаиноческая жизнь на Скитской горе была скорее всего при преподобном Иове. Скит приписали к Почаевской обители и назвали Свято-Духовским или Троицким. При базилианах он опустел и был ими продан графу Чарторыйскому, который, будучи католиком, решил устроить на этом месте псарню. Оставшиеся постройки быстро пришли в негодность и разрушились.
Но Господь хранил память о древней обители. В 1896 году в церковное археологическое общество попала старинная рукопись с первоначальной историей Почаева, которая возбудила интерес к этому монастырю, прославленному многими чудесами Пресвятой Богородицы. И уже в 1901 году скит во имя Святого Духа возобновили на прежнем месте. При ските были огород, сад и пасека. Так продолжалось до 1959 года, когда скит в очередной раз закрыли.
Лампада монашеской молитвы вновь затеплилась в скиту 8 августа 1990 года. Постепенно наладилось и хозяйство. Восстановлению духовной жизни скита очень помогло возвращение многих святынь.
Ноболее известной святыней Скита является Чудотворный Крест преп. Никиты Столпника, Переяславльского чудотворца. Это один из тех Крестов которые носил на себе преподобный - его вес 1 кг.
Жизнь прп. Никиты Столпника отчетливо поделена надвое. В молодые годы он был жестоким сборщиком податей, грубым и бессердечным человеком. Покаявшись же, стал величайшим подвижником своего времени.
Преподобный Никита Столпник - родился, согласно житийным свидетельствам, в первой половине XII века в Переяславле. С юности он отличался жетоким характером, а служба, которую он нес (сбор княжеских податей), лишь способствовала развитию в нем дурных наклонностей. Подати, взимаемые князем Андреем, сыном Юрия Долгорукого, с местного населения, в то время были весьма тяжелы; обустраивался и украшался город : возводились каменные церкви и Никита не ограничивался сбором одних только княжеских податей, но «выбивал» несчастных переяславцев деньги и для себя . Князь закрывал на это глаза творение княжеских нужд.
Шло время. Мытарь обзавелся семьей, окружил себя друзьями — такими же корыстолюбцами, как и он сам, — и проводил свободное от своей жестокой работы время в грубых увеселениях. Ничто не предвещало конца такой жизни, но однажды будущий столпник зашел в церковь во время вечернего богослужения. Услышанные им здесь слова пророка Исайи {«Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших... Научитеся добро творити... избавите обидимаго, суде сиру и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 16—17)) потрясли его. Бог пронзил сердце грешника, и он враз увидел всю мерзость своей жизни. Возвратился домой Никита в трепете. Но наутро он как-то «отвлекся». Вчерашнее впечатление рассеялось при первых лучах утреннего солнца. Наступивший день обещал быть таким же, как и все предыдущие.
Никита отправился к своим друзьям и пригласил их обедать у него. Начало трапезы прошло весело. Но вдруг мытаря отозвала от друзей его жена. Перепуганная, она указала ему на котел, в котором готовила угощение гостям; в котле кипела и пенилась кровь, на поверхность всплывали то человече­ские головы, то руки и ноги. Все, о чем передумал Никита накануне вечером, всколыхнулось в его душе. С ужасом отворотившись от кровавого котла, «велием страхом обдержим быв», он бежал из своего дома оставив .жену и детей. В акафисте преподобному Никите Столпнику этот момент отражен «Видя супружницу твою дивящуюся пременению снедых мяс в челопокаяние тя призывает».
Ноги сами принесли сборщика податей в Никитский монастырь, отстоявший от Переяславля на три версты. Придя сюда, он упал на колени перед игуменом со стоном: «Спаси погибающую душу!» Он просил принять его в монастырь и назначить ему самое тяжелое послушание. Игумен знал о мирских «подвигах» Никиты и сомневался в том, что его плач о грехах искренен. «Толико лет, чадо, — сказал он ему, — имаши волю совершая в небрежении, ни к своему духовному отцу послушание имел еси, и ныне ли имаши в послушании быти, и толик труд понести?» Когда же Никита подтвердил свою решимость исполнить вес, что скажет ему настоятель, лишь бы приняли его в число братии игумен предложил ему суровое испытание: стоять три дня у ворот монастыря и исповедовать свои грехи всем приходящим.
По истечении срока испытания игумен послал к Никите некоего инока. Но тот, выйдя к монастырским воротам, не нашел здесь бывшего мытаря. Обнаружил он его в болотистой низине неподалеку от обители, где Никита лежал, облепленный мошками и комарами. Тело его уже было все в крови. Инок привел к страдальцу игумена. Тот, видя, что покаяние Никиты прочно и способно принести добрые плоды, спросил его: « Сын мой, что ты делаешь с собой ? » - услышал в ответ те же слова что и три Дня назад- «Отче ,спаси погибающую душу!».
По водворении своем в монастыре преподобный Никита — с благословения игумена — вел жизнь самую строгую и подвижническую. Он возложил на себя железные вериги и каменную шапку проводил дни и ночи в молитве и посте. Желая усугубить свои подвиги, преподобный устроил себе столп — причем поставил его в глубокой яме , на котором и находился почти все время.
Господь еще при жизни прославил преподобного Никиту даром исцелений. За помощью к нему приходили и переяславцы, и жители дальних краев. Широко известно исцеление благоверного
князя Михаила Черниговского по молитве святого.
Кончину преподобный Никита Столпник принял мученическую. Дело в том, что после того, как он исцелил князя Михаила Черниговскою, тот богато одарил Никитский монастырь. В Переяславле суетные люди подозревали, что богатые дары достались и самому преподобному (не пришло им только в голову, что княжеские дары старцу-столпнику были ни к чему). Особенно увлеклись этой мыслью некоторые родственники Никиты, надеявшиеся, что он и им отделит часть из приношений князя. Обуреваемые этой соблазнительной идеей, они пришли
к преподобному. Но тот ни словом не обмолвился ни о каких подарках, поговорил с родственниками о вреде богатства для души и суетности человеческих стяжаний и простился с ними. Гости, однако, никак не могли расстаться со своей корыстной мечтой. Внимание их привлекли блестящие, как бы серебряные вериги столпника (автор жития говорит, что блестели они от постоянного трения о тело). Родственники решили, что эти «серебряные» вериги и есть подарок князя, и задумали погубить старца. Ночью разобрали они покрытие столпа, убили прп. Никиту, сняли с него кресты и цепи и, завернув их в грубую холстину, скрылись из монастыря. Лишь отойдя на значительное расстояние от города, они обнаружили свою ошибку и в сердцах бросили вериги в реку .
Неладное заподозрил пономарь, пришедший перед утренним богослужением к столпу преподобного за благословением. Заметив разобранную крышу, он сразу же сообщил об этом игумену. Игумен и братия поспешили к месту преступления и увидели здесь бездыханное тело святого. От него исходило благоухание.
Останки подвижника были погребены у церкви вмч. Никиты, справа от алтаря. Местное почитание святого началось сразу же после его кончины, между тем житие его было составлено довольно поздно — в конце XIV — начале XV веков (по версии В. О. Ключевского). В середине XVI века оно было дополнено посмертными чудесами, произошедшими у мощей святого. Такая «задержка» в написании жития объясняет во многом его обобщенность, ориентацию более на житийный канон, чем на реальные события биографии святого отсутствие в нем достаточного количества конкретных деталей моменту создания житийного текста в Никитском монастыре сменилось уже несколько поколений иноков и история преподобного Никиты , многажды переданная из уст в уста естественно претерпела некоторые искажения. Какие-то биографические подробности сгладились , какие-то (в основном чудесного свойства) , наоборот , выступили особенно выпукло. Не обощлось и без путанницы. Так указывается , что Прп. Никита скончался в 1186 году , а незадолго до смерти исцелил верного князя Михаила Всеволодовича. Но Михаилу Всеволодовичу, претерпевшему впоследствии мученическую смерть в Орде, было в 1186 году лишь семь лет. Между тем, в житии Никиты Столпника он описывается как вполне взрослый человек. Таким образом, или время кончины святого «отодвигается» по крайней мере лет на десять, или он исцелил какого-то другого князя, а не Михаила Всеволодовича, или год рождения последнего показан в исторических документах неверно (и именно к этому склоняются многие исследователи). Все эти нестыковки вызывали у историков Русской Церкви законные подозрения в «хронологической компетентности» автора жития. Так, Е.Е. Голубинский, говоря о прп. Никите Столпнике, вообще предполагал, что он жил после монголо-татарского нашествия.
Как бы там ни было, в историчности личности прп. Никиты никто не сомневается. И по сей день верующие чтут его память, а возле креста его происходят исцеления.
Есть на территории обители и древний монастырский колодец ( 108 метров ) с целебной водой. В советский богоборческий период Скит пришел в запустение , а колодец засыпали и закрыли. В 90-годы прошлого века крымские водолазы вычистили его и теперь из него можно достать целебной , чистой воды.

Наши координаты:

Украина, г. Киев.

Тел.: +38 (044) 36 222 31

Тел.: +38 (096) 762 78 80

Тел.: +38 (066) 233 09 29

Тел.: +38 (093) 757 91 16

E-mail: transinffo@gmail.com

Наверх
Экскурсии в Почаевскую Лавру и на Источник Святой Анны. 560